Владимир Деменко на форуме RailFreight Summit 2022. Вызовы для железных дорог ЕС: как наладить экспорт из Украины в условиях войны

21.09.2022
Share

В первые месяцы полномасштабной войны России против Украины главными задачами логистики стали эвакуация мирного населения, доставка гуманитарных грузов и обеспечение ВСУ. Но чтобы продолжать держать удар агрессора, смягчить падение экономики и избежать гуманитарной катастрофы, на повестке дня остро стоит вопрос развития внешней торговли и, соответственно, экспортной логистики товаров. В условиях, когда из-за блокирования россией украинских портов основной удар по вывозу экспорта на себя приняла железная дорога, важно донести европейцам, что сегодня почти 100% отечественной внешней торговли зависит от их позиции, решений и готовности обеспечить транспортировку украинских грузов. Именно в этом я пытался убедить европейских партнеров во время выступления на форуме RailFreight Summit 2022.

От традиционных вагонов до контейнеров

До 2014 года основными торговыми партнерами Украины были страны СНГ. Грузы перевозились в крытых вагонах, полувагонах и зерновозах. Транспортная инфраструктура была "заточена" под этот подвижной состав. После 2014 Украина начинает активнее развивать торговые отношения с Европой и Азией. Для этих стран привычный и удобный способ доставки грузов – мультимодальный транспорт. И это стало большим вызовом, поскольку для Украины основные экспортные грузы – это зерновые, подсолнечное масло, железная руда и металл. Но благодаря техническому прогрессу и опыту, почти все эти грузы сегодня можно перевозить и в контейнерах.

Порты №1 украинской экспортной логистики

К концу 2021 года, основными партнерами для Украины стали страны ЕС и, например, Китай и Индия в Азии, для которых важную роль играет доставка морем. В 2021 году через все порты Украины было перегружено 153 млн. тонн грузов. В экспортном направлении это около 118 млн тонн, в импортном – 24 млн тонн. Каждый месяц до войны украинские порты обрабатывали суммарно в экспортном и импортном направлении в среднем около 13 млн тонн грузов. Еще накануне полномасштабного вторжения России в феврале украинские порты были заблокированы флотом страны-агрессора. В августе, как известно, удалось договориться о зерновом коридоре. Благодаря этому из украинских портов за полтора месяца по состоянию на 14 сентября уже удалось вывезти более 3 млн т агропродукции. Это большое достижение, но эти цифры нельзя сравнивать с довоенными объемами. Также остается вопрос, как вывозить на экспорт остальные виды грузов?

Шок и шанс для железной дороги

Даже если половину грузов, которые раньше отправлялись по морю, переориентировать на западные границы Украины, то будет цифра 70 млн тонн. Это около 1,2 млн. вагонов или 3,3 млн. грузовиков. Это огромный шок и нагрузка для пограничной инфраструктуры. Этого никто не ожидал и не готовился решать такую задачу. Сейчас весь грузопоток переориентировался на западные сухопутные переходы, а украинские компании буквально сражаются за вывоз каждой тонны груза. Главным транспортом стала железная дорога. И первые 6 месяцев войны показали, что европейские транспортные и бюрократические системы не способны обеспечить вывоз даже трети от необходимого.

Новые вызовы

С какими же вызовами столкнулась логистическая система?
Первое – недостаточное количество трансграничной инфраструктуры Украина/ЕС.
Второе – недостаточное количество подвижного состава (контейнеров, фитинговых платформ), как в Украине так и в ЕС.
Третье – увеличение дистанции перевозки.
По этим причинам стоимость доставки грузов увеличилась в 4–5 раз. Как результат – большое количество бизнесов в Украине останавливается. Сегодня все говорят о важности украинской зерновой продукции на мировых рынках. Но, если логистика снова не станет доступной, есть большой риск, что 30-40% полей не будут засеяны и не дадут урожай! Эта ситуация также обнажила другие проблемы транспортной системы ЕС – даже без украинских грузов, транспортные коридоры уже на грани коллапса. У многих перевозчиков ЕС в этом году рекордно-отрицательный показатель пунктуальности перевозок – менее 20%. В прошлом году он составил более 50%. Количество упраздненных поездов также рекордное. По данным на июль, у некоторых крупных европейских перевозчиков доля упраздненных поездов достигает 50%.

Что делать?

Для увеличения пропускной способности требуются новые пограничные терминалы, инвестиции в европейскую портовую инфраструктуру, дополнительные вагоны, контейнеры. Все это достаточно большие инвестиции. Но нужно отдавать себе отчет, что значительный объем перевозок останется на этих транспортных коридорах и после окончания войны. Кроме того, европейские компании и транспортная система должны быть сами заинтересованы в расширении "узких горлышек" и усовершенствовании транспортной системы. Первые шесть месяцев показали, что европейская система не готова даже к малой части новых грузов. В последующие годы будет проходить дальнейший процесс интеграции украинской транспортной системы, в частности железнодорожной, в европейскую. Поэтому сегодняшнюю ситуацию можно использовать для работы над ошибками, чтобы уберечь транспортную систему от коллапса в будущем.

 Простые шаги для решения больших задач

Команда компании "Левада-Карго" провела исследования по основным цепочкам перевозки из Украины в Европу. Мы обнаружили простые вещи, не требующие больших инвестиций. Например, система квот в портах ЕС для украинских грузов, быстрое прохождение контрольных процедур на границах, повышение координации перевозочного процесса со странами ЕС, усовершенствование технологических процессов и т.д. Такие шаги могут оказывать существенное влияние на увеличение трансграничных перевозок. Также требуется проблема недостаточного количества оборудования для перевозки украинских грузов, связанная среди прочего с нежеланием европейских компаний отправлять оборудование в Украину из соображений безопасности.

Наш вклад
К сожалению, самостоятельно Украина не способна преодолеть все логистические вызовы. Но сегодня многие компании стараются развивать новую логистику.
Группа "Лемтранс", в которую входит "Левада-Карго", вместе с партнерами запустила контейнерный терминал на границе Украины и Польши. По терминалу в Мостиске проложены широкие и европейские пути, есть оборудование для работы с любыми типами контейнеров. Мы предоставляем рынку альтернативу: качественный сервис и улучшенную логистику. Возникла возможность дополнительно увеличить пропускную способность железнодорожного пограничного перехода Украины с Польшей.

Мы постоянно инвестируем. На данный момент в оперировании "Левада-Карго" примерно 700 платформ и более 1000 контейнеров для перевозки разных видов продукции. Надеемся, что с запуском нашего терминала и созданием регулярных сервисов в Украину придут европейские и международные операторы контейнеров.

 

Подписка на новости

Будьте в курсе событий