Как эффективно организовать ремонт вагонов в частном депо

16.10.2019
Share

Источник: GMK Center
Производственные мощности вагонных депо «Лемтранса» загружены на 100%
10 октября в ходе выступления на втором международном форуме Rail Cargo Business Forum руководитель управления вагонного хозяйства «Лемтранс» Александр Артемов рассказал, как организован ремонт подвижного состава на мощностях арендованных компанией вагоноремонтных депо в Волновахе и Каменском. GMK Center публикует ключевые тезисы его выступления.
О рынке
Любой собственник вагонов рано или поздно оказывается перед вопросом: где и как отремонтировать свой подвижной состав? На рынке услуг по ремонту вагонов представлены лишь несколько частных вагоноремонтных депо, в том числе два арендованных «Лемтрансом». Соответственно, конкуренция практически отсутствует, а это тормозит развитие целого направления. В результате мы имеем сниженные объемы и качество ремонта; увеличение количества неисправных и непригодных под погрузку вагонов.
Нужно понимать, что существующий в сегменте вагонов профицит частично обусловлен находящимися на балансе компаний неисправными вагонами. То есть вагоны есть, но использовать их нельзя. Поэтому вполне возможен переход от профицита к дефициту.
Требования рынка
В последние годы ситуация на рынке услуг по ремонту вагонов только обострялась: отсутствие должного финансирования и модернизации ремонтных мощностей, нехватка запасных частей для ремонта вагонов, нехватка и текучесть кадров из-за миграции и неконкурентной зарплаты на той же «Укрзалізниці». Часто заказчику услуг по ремонту вагонов приходится заниматься обеспечением процесса поставки деталей, хотя единственное, что он должен делать, – контролировать качество и срок выполнения ремонта.
Поэтому на рынке услуг по ремонту вагонов назрели перемены: у собственников подвижных составов должен появиться долгожданный выбор партнера по таким параметрам, как цена, качество и срок выполнения работ.
Вагоноремонтные депо Lemtrans
В 2017 году УЗ пошла на эксперимент и передала два вагонных депо – в Волновахе и Каменском – в аренду компании Lemtrans.
Если в 2007 году волновахское депо отремонтировало 2202 вагона, то в 2018-м – 3723 вагона. Что касается Каменского, то там количество ремонтируемых вагонов выросло почти в 2,5 раза – с 1172 в 2007 году до 2730 в 2018-м.
За период аренды вагонных депо отремонтировано более 85% взятого в аренду оборудования, не считая того, что было установлено дополнительно (современное диагностическое оборудование, установки, станки и т.д.). Объем выполняемых работ увеличился в 2-2,5 раза.
Подходы к управлению депо:
1.    Совершенствование системы планирования и управления производством на всех стадиях ремонта (созданы специальные бизнес-процессы и программы, благодаря которым депо обладает обширной информацией о техническом состоянии входящего вагона: объемы и трудоемкость будущих работ, необходимые детали, запасные части и т. д.).
2.    Поддержание текущих мощностей и модернизация производства (это касается как развития самого вагонного депо, его зданий и сооружений, так и оборудования – всех необходимых установок для выполнения качественного и своевременного ремонта).
3.    Создание неснижаемого технологического запаса запасных частей и материалов (сегодня Lemtrans – одна из немногих компаний на рынке услуг по ремонту вагонов, которая готова предоставить всем своим клиентам полный спектр запасных частей и деталей).
4.    Рациональное использование деталей и материалов – как снятых с ремонтируемых вагонов, так и новых. Эта система способствует оптимальному использованию пригодных б/у деталей и закупке новых. Основная цель – снижение себестоимости ремонта.
Инвестиции
Для того чтобы осуществить все задумки и программы, компания Lemtrans вложила в развитие вагонных депо 57 млн грн. Большая часть денег пошла на переоборудование производства. Благодаря этим вливаниям создано более 250 новых рабочих мест. Сегодня производственные мощности обоих вагонных депо – каменского и волновахского – загружены на 100%.
Дефицит колес
Всем известно, что на рынке существует дефицит железнодорожных колес. Для решения той проблемы компания «Лемтранс» прибегла к методу плавки гребней и активно внедряет систему на протяжении последних 3 лет. Порядка 25% всех оттачиваемых колесных пар подвергаются плавке гребней. С применением этой системы, по нашим расчетам, срок службы колесных пар увеличится с 8-9 до 11 лет. Это позволит как экономить на закупке новых, так и снизить расходы на эксплуатационный ресурс уже приобретенных колесных пар.
Закупка запчастей
Выработан заявочный метод планирования закупки запасных частей. Раз в год готовится годовая заявка на планируемый объем выполнения работ (выделяется финансирование, подписываются договоры). Таким образом есть 100-процентная гарантия, что запланированный объем запасных частей будет доставлен в вагонные депо. Ежеквартально формируется корректирующая заявка с учетом новых обстоятельств и ситуации на рынке. В каких-то моментах она может корректировать годовую заявку. Наконец, есть такое понятие, как аварийная заявка, на случай форс-мажорных ситуаций, неисправности оборудования и т. д.
Все это предусмотрено бизнес-процессом. Все согласовано на всех уровнях в подразделениях компании. Обеспечено финансирование. Каждый участник каждого процесса точно знает, что ему делать и в какой момент. Благодаря этому мы сегодня обеспечены всеми необходимыми запчастями для полного выполнения технологического цикла ремонта вагонов.
Результаты
Содержание парка неисправных вагонов в «Лемтранс» снижено в два раза.
Время проведение плановых ремонтов сокращено на 64%.
Вывод
Частное депо может самостоятельно принимать решения и гибко реагировать на требования рынка. Развитие вагоноремонтного бизнеса позволит повысить качество ремонта и оптимизировать операционные затраты собственников вагонов, сократить время ремонтных работ и время простоя вагонов в ожидании ремонта. У заказчика услуги отпадет необходимость покупать и доставлять запасные части к вагону. Как результат, сформируется прозрачный рынок услуг по ремонту вагонов, минимизируется количество посредников на рынке.
Отмечу также, что фактически существующая в Украине вагоноремонтная база при нормальном подходе и эффективном управлении в состоянии покрыть потребности рынка в ремонте. Вопрос в том, как ею управлять. Необходимо сформировать эффективную ремонтную базу, которая будет обеспечивать рынок всеми необходимыми материально-техническими ресурсами; базу, способную удовлетворить потребности не только частных операторов и частных собственников, но и самой УЗ.
Обращение к «Укрзализныци»
Не нужно бояться потерять монополию. Не нужно бояться пустить на рынок бизнес. У бизнеса одна цель – результат. Опускаться ниже некуда, хуже точно не будет. У нас, наверное, сегодня один из последних шансов изменить ситуацию и стабилизировать рынок. А следовательно, и нашу деятельность.

Subscribe to news

Stay informed